О нас
Цели и задачи
Новости, события
Созданные поселения
Объявления
Пресса о нас
Наши статьи и документы
Контакты
Библиотека
Идеология и философия
Экодом
Земледелие и растениеводство
Здоровье
Основы лечения травами
Просвещение
Получение земли
Караван любви солнечных бардов
Истотный русский язык
Жизнеустройство
Природные достопримечательности
Создание экопоселений
Ссылки
Единомышленники
Наши друзья в интернет
Это интересно
Форум!
Наши товары и услуги
Витрина наших товаров и услуг
Поддержи проект
Поддержать!

Реклама
Центр Рэйки во Владивостоке
Центр Рейки во Владивостоке

Внимание!
Проекты наших единомышленников!



Также открыта плотницкая школа


Внимание! Новинка!
История Будущего
Книга и проект Геннадия Коваленко "2030 год. История будущего"

Подпишитесь на нашу рассылку:

Новости движения "Звенящие кедры" в Приморском крае

Если вам понравился наш проект и вы хотите помочь его развитию,
вы можете разместить ссылочку на наш сайт!

Книги Владимира Мегре
Книги В.Н. Мегре


Кабель СИП и арматура для него: 74.мкэлектро.рф, г. Челябинск.

Региональное экологическое просветительское общественное движение
Звенящие Кедры
в Приморском крае
/ Формирование личности в детском возрасте / Наши статьи и документы / Главная /

Формирование личности в детском возрасте

Здесь описываются нетрадиционные методы воспитания ребенка в семье. Ведь именно в семье начинает формироваться личность маленького человека. К традиционному развитию ребенка в семье я отношу большинство семей, которые в круговороте житейских проблем, не уделяют ребенку достаточного внимания, либо, не зная как правильно воспитать малыша, рано отдают его в руки общей системы воспитания. Об общей системе хорошо выразился один из авторов раннем детском развитии Б.П.Никитин:

 "Картина пока такова: заботу о ребенке поделили между собой Министерство здравоохранения и Министерство образования, но по законам бюрократии никто не несет ответственности за конечные результаты. А семья, в которой сосредоточены главные заботы о здоровье и воспитании детей, где формируется 80 процентов умственного развития ребенка, осталась практически вне общественного и государственного внимания. Она страдала вместе с обществом и вместе с ним приобрела массу проблем в воспитании. Говорим и думам о будущем, а строители этого будущего: - дети  - становятся с каждым днем все слабее, уязвимее и в морально-этическом, и в трудовом, и в социальном отношениях…"

 Говоря о правильном воспитании, я имею ввиду то, когда родители или родитель, обычно это мать, сами занимаются развитием своего ребенка со дня его рождения. При этом очень важно чтобы ребенок с самого начала, еще до рождения, даже до зачатия, был желанным, а не случайным или не нужным.

Я как отец понимаю, что каждый любящий своего ребенка родитель, стремится преподнести ему все, что по его мнению считается нужнее всего и необходимее. Многие, в большинстве случаев, под самым лучшим и необходимым, подразумевают обеспечить в будущем своих детей наилучшим образованием, позаботится о жилье и помогать деньгами. Но как это обычно бывает в суете нынешних забот, запланировав такое будущее, мы упускаем настоящее, то есть первые годы жизни малыша, то время, когда он открывает глаза на окружающий мир. А окружающий мир для новорожденного ребенка - это в первую очередь родители, их образ жизни и осознанность перед ним.

Поэтому очень важно, чтобы в полноценной семье, мама и папа были единомышленниками в развитии своего поколения.

Я благодарен своей супруге за ее упорство и старание в развитии нашей дочери с самого рождения, нетрадиционными методами, и это дает уже свои ранние плоды. Сейчас дочке 2 года и 6 месяцев, она жизнерадостней, умнее и закаленнее большинства своих сверстников. Приведу вам примеры некоторых высказываний авторов книг: "О развитии ребенка в раннем возрасте", от которых отталкивалась моя супруга:

Во-первых, это русская семья Никитиных. Борис Павлович и Елена Алексеевна - родители-профессионалы. Они вырастили семерых детей, а сейчас воспитывают тринадцать внуков.

"В 1963 году состоялась их первая публикация: " Правы ли мы?", в которой они делились опытом воспитания своих детей. Она вызвала целую бурю эмоций: нашлись восторженные сторонники и последователи, не меньше было и яростных противников. Но жизнь расставила все по местам. Дети у Никитиных росли здоровыми, крепким, не по годам развитыми. Сейчас они " вышли в люди ", и в доме подрастает уже следующее поколение - внуки. И наперекор статистике, утверждающей, что из десяти детей в нашей стране к школьному возрасту только один не болен, все тринадцать Никитиных - младших здоровы.

Секретами своих результатов Никитины охотно делятся со всеми желающими. За эти годы они выпустили более десяти книг, расходящихся миллионными тиражами. Их работы изданы в Германии и в Японии.

Уже доказано, что основы здоровья человека закладываются еще до рождения. Как развивается плод, как ведет себя будущая мама, как ребенок появляется на свет - все это играет огромную роль в жизни человека…"

"Изучением потенциальных возможностей человеческого мозга мировая наука и практика занимаются давно. Ученые пришли к выводу, что резервы мозга колоссальны, но используются в жизни человека ничтожно мало, что гениальность - это наиболее полное проявление интеллектуального потенциала, которым обладает любой нормальный человек. От чего зависит реализация этого потенциала? От чего зависит уровень развития способностей? Ответить на эти вопросы - значит, найти способ растить таланты, не искать их среди людей обыкновенных, а растить всех талантливыми. Это позволит избавить школу от неуспевающих учеников и второгодников, детей - от перегрузок, родителей - от педагогического бессилия и предрассудка: " такой уж он у меня родился ". Просто невозможно было не попытаться принять участие в поиске ответа на вопрос, откуда берутся таланты.
Мы дали нашим дошкольникам в игрушки настоящие спортивные снаряды, и те сделали ребятишек стройными, легкими, ловкими и сильными. Спортивный комплекс вопреки всем опасениям надежно послужил доброму делу - предупреждению детского травматизма. Ребята не знали ни переломов, ни вывихов, ни сотрясений мозга, хотя падали и очень часто и отовсюду. Физическое развитие способствовало развитию интеллектуальному. В основу умственного развития наших детей положены все три типа: богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх и наша искренняя заинтересованность во всех их делах. Мне и здесь хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы не ставили себе целью научить их всему как можно раньше. Мы старались создать все условия для развития их способностей - по их возможностям и желаниям. Мы не знали и не могли взять на себя смелость определять, что и когда развивается у малышей, и в своих действиях исходили из простого наблюдения, о котором уже говорилось в книге: с младенцем разговаривают со дня его рождения (а по новейшим данным - и до рождения), когда он еще не понимает ничего. Наступает момент (для каждого индивидуальный), когда он скажет первое слово. Если с ним не говорить, то это первое слово может быть и не сказано и в год, и в два, и в три. Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенок еще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры. Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в эту пору в мозг ребенка, четыре десятка значков, называемых буквами и цифрами, запоминались без великого труда к полутора-двум годам. А все потому, что мы не делали из этого тайны, не говорили, что " тебе рано ", просто называли малышу буквы, как называли прочие предметы: стол, стул, окно, лампа и так далее. И радовались, когда он запоминал, узнавая их в любом тексте.
Так было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, таблицы: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и другие), конструированием (всевозможные кубики, мозаики, конструкторы и т.д.), спортом (спортивные снаряды, в разных сочетаниях в доме и во дворе). Рядом с книжными полками постепенно образовались целый комплекс оригинальных развивающих игр и мастерская для детей и взрослых.
Самым главным открытием на этом пути было для нас то, в этих условиях дети очень многое начали раньше, чем это им предписывалось по медицинским и педагогическим нормам: к трем годам начинали читать, в четыре - понимали план и чертеж, в пять - решали простые уравнения, с интересом путешествовали по карте мира, и так далее.
В итоге наши дети сэкономили одиннадцать лет обучения в школе (или поступали раньше, или " перепрыгивали " через класс), а в техникумах и училищах заработали пять дипломов с отличием. Интеллектуальные тесты для взрослых они начали выполнять к десяти, девяти, а некоторые даже с восьми лет и к восемнадцати годам оставили своих родителей далеко позади.
Но дело было не только в постижении некоторых школьных премудростей, которыми они легко овладели до школы (беглое чтение, устный счет, письмо), но и в том, что они при этом становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее - тоже не по летам. Мы их могли оставить дома одних (с 6-7 летним старшим) часа на 3-4 и знали, что ничего не случится.
Мы радовались успехам детей, их движению вперед, их открытиям, но не сулили за это никаких сладостей и золотых гор, никаких выгод и привилегий. Детей увлекал сам процесс познания, созидания, творчества. Ими руководил не страх, не расчет, а интерес. Наградой за все усилия становилось гордое сознание: " Я могу!", " Я умею!", " Я сам сделал!" и удовольствие от того, что " я помог…я обрадовал…я сделал хорошо!"
Интересно, что по мере расширения и углубления знаний о мире, желание детей еще больше узнать, только возрастет. Как сильное, тренированное тело жаждет движения, так и развитый ум жаждет деятельности, причем хочет не столько усваивать, сколько исследовать.
Вот это-то и мы наблюдали у своих детей. Академик И.М.Амосов в своем отзыве на наш доклад в Академию педагогических наук сказал о наших ребятах так: " Основное качество интеллекта не натасканность, а осмысленность. Они легко усваивают новое. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем". Именно это, мы думаем и есть главный итог умственного развития наших детей до школы. Ну, конечно же, мы ни в какой степени не считаем, что нашли способ выращивания вундеркиндов. Вундеркинд - это чудо-ребенок, исключение из правил, явление пока малообъяснимое. Я же говорю о другом: как растить буквально каждого малыша, вырастить способным и даже талантливым. Ведь это требование времени - научно-технической революции, всевозрастающей ответственности человечества за все, что делается на Земле, необходимости предвидения и осмысленности каждого шага человека, живущего на нашей планете. Сейчас нужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни, а для этого необходимы высокоразвитые творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом рабочем месте, в любой жизненной ситуации. Как этого добиться?
Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало. За этими двумя словами годы наблюдений, размышлений, исследований. Итогом этой работы стала " Гипотеза возникновения и развития творческих способностей " (книга Никитиных " Мы, наши дети и внуки". М., 1989. с.273). В ней впервые появилось непривычное слово НУВЭРС, составленное из первых букв названия процесса, который происходит в человеческом мозгу: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Трудно вкратце изложить содержание большой работы, но суть ее заключается в следующем: каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными, они с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности.
Вот почему так важно, чтобы условия опережали развитие. Это дает наибольший эффект в развитии, которое будет просто своевременным, а вовсе не ранним, как считают многие. Кстати сказать, мы-то сами теперь считаем его не только ранним, но даже запаздывающим во многих отношениях. Ведь условия, которые мы сумели создать, конечно еще очень далеки от возможного идеала…
… Мы теперь глубоко уверены, что именно первый год является годом " запуска " здоровья, силы и способностей ребенка. Даже физиологическую незрелость, если он с ней родился из-за нашего незнания, в первый же год можно компенсировать почти полностью. Как и наоборот: неверным обращением с ребенком можно не только усугубить физическую незрелость, но даже вызвать ее. Существующие в воспитании традиции, во-первых, ведут к частым заболеваниям детей, во-вторых, делают их слабыми, в-третьих, редко позволяют ребенку развиваться выше среднего уровня, составляющего по современным данным, всего 3-5 % дейсвительных возможностей человеческого мозга.
И еще хочу сказать об очень важном факторе - кормление грудью - это не только питание малыша, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям. А в младенце-девочке это еще и воспитание материнского инстинкта, который, оказывается, не является врожденным. Каждой маме надо запомнить: чем раньше она отлучит ребенка от груди, переведет малыша на смешанное, тем более, искусственное вскармливание, тем больше она предрасположит его к неконтактности, бесчувственности, одиночеству".

Есть чему поучиться у японцев. Очень правильно говорит о раннем развитии, в своей книжке японец Масару Ибука. Кто он такой? Хорошо высказался о нем Глен Доумен - директор института развития потенциальных возможностей человека (США, Филадельфия):

"1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.
  2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя голодными компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал "SONY". Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.
  3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации " Обучения талантов " в Мацумото, он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в своей книге.
Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка".

А вот что пишет он сам:

"Я пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или образование и воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам. Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и не один - дураком. Все зависит от степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.
Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев, единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.
Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.
С моей точки зрения, основная цель раннего развития - это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в "хороший" детский сад и начальную школу. Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в Мире.
Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано. Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того, как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего развития взрослого потенциала, а к трем годам - 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется "лобные доли". Считается, что умственное развитие ребенка от рождения до 3 лет по своим возможностям аналогично от 4 до 17 лет. И хотя ученые считают, что это отставание можно очень скоро преодолеть, если ребенка правильно воспитывать, тем не менее, это требует усилий и давления на маленького ребенка.
Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать образ его и запоминать его, и есть та основа, тот самый "компьютер", на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.
Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.
Слово "Образ" я предлагаю использовать в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого не доступен ребенку и придет к нему позже. Самое яркое свидетельство этой ранней, познавательной деятельности - способность малыша различать лица людей.
Распознавательные способности ребенка становятся очевидными примерно к полугоду, когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить знакомые лица, например мамы и папы, от незнакомых, и он ясно дает это понять.
Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются "прогрессивными", полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка, и более естественно предоставить его самому себе, разрешить делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте ребенок - эгоист и делает все только для своего удовольствия. Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей, сознательно следуют принципу "оставить в покое".
И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того ин с сего "ласковые" мамы превращаются в "грозных".
Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он развивается сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его "Я". Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.
Мы, взрослые, берем на себя смелость утверждать, например, что эта книга слишком трудная для ребенка или что ребенок не может оценить по достоинству классическую музыку. Но на каком основании мы делаем такие выводы?
Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что "трудно" а что "легко" - английский или японский языки, для него одинаково ново все.
Вывод, сделанный на основании чувств, не зависит от знаний, напротив, знание может стать препятствием для чувств.
Напротив, многие, глядя на знаменитую картину, говорили про себя: "Она прекрасна!", хотя на самом деле она вас совсем не тронула, ее ценность для вас - только в имени художника и в ее цене. А ребенок, например, всегда честен. Какой-нибудь предмет или занятие полностью поглощает его внимание, если это ему интересно…"

"...Итак, можно предположить, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться "перекормить" или перевозбудить его: детский мозг как губка, быстро впитывает знание, но когда чувствует, что переполнен, отключается, перестает воспринимать любую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что зачастую слишком мало, чтобы полноценно развить ребенка.
Мозг ребенка на этом этапе подобен машине, которая механически заглатывает все, что в нее запускают, он еще пока не в состоянии отобрать информацию и понять ее. Но вскоре приходит время, ребенок обретает способность принимать самостоятельные решения, т.е. развивается область мозга, которая способна использовать сформированный интеллектуальный аппарат. Считается, что это происходит где-то в возрасте 3 лет. И как раз именно в это время стает вопрос, как и чем заинтересовать ребенка. Малыш с жадностью запоминает, что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности - он уже может хотеть что-то создавать, делать: они важны для развития интеллекта и формирования характера.
Вы читаете своим детям рассказы и сказки, даже если они еще мало что понимают в прочитанном. Ваш ребенок слушает их помногу раз и запоминает, и если вы читаете невнимательно, то он моментально замечает ошибки. Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании. Затем ребенку становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать ее сам. И хотя он не знает алфавита, он сопоставляет услышанную историю с картинками в книжке и "читает" книжку, аккуратно следуя за буквами, которые он пока не может прочесть. Как раз в этот период ребенок начинает настойчиво спрашивать значение различных букв. И то, что он так настойчив, есть свидетельство его огромного интереса к познанию.
Ребенку в возрасте 3 лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом…
…Поэтому, главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка - пробудить интерес. Так, например, вместо того , чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того, чтобы учить его писать, пробудить его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей - подготовить ребенка к обучению.
Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке и живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса…
…Повторение в этот период имеет важную функцию. Запоминая сказки и песни при многочисленном повторении, ребенок начинает отдавать предпочтение какой-то одной истории или песенке, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с ее содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказу наизусть, и на ее материале до какой-то поры удовлетворяет свое любопытство о мире.
Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте. Воля стимулируется интересом, и в свою очередь, побуждает человека к дальнейшему развитию. Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам, и, наконец, хочет научиться читать…
…Младенчество - чрезвычайно восприимчивый период в жизни человека. То, что родителям кажется неважным и бессмысленным, ребенок может воспринимать с такой чувствительностью и силой, что этот опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни.
Если вас попросить рассказать случай из раннего детства, вы с удивлением обнаружите, что почти ничего не помните, если только это событие не было из ряда вон выходящих. Даже если вы и оживите в памяти какой-то случай, когда вам было 2-3 года, скорее всего вы запомнили его не из собственного опыта, а из рассказов мамы и других взрослых. Однако тот факт, что человек не помнит всего, что с ним случилось в раннем детстве, не означает полного забвения. Любое и любой опыт, полученный в возрасте до 3 лет, становится частью основания сформировавшейся личности.
Говорят, что под гипнозом любой человек, если ему внушить, что он годовалый ребенок, то начнет говорить и вести себя так, как-будто ему только год от роду. А это означает, что любые впечатления детства навсегда сохраняются в сознании.
Говорят, что, когда человека доводят до критического состояния (на грани жизни и смерти), он вдруг начинает представлять себе сцены из детства…
…Примерно в возрасте 2-3х месяцев малыш начинает улыбаться, лепетать и запоминает все, что происходит вокруг. Мы иногда даже не подозреваем, что в его мозгу уже отпечатываются все самые обычные слова и действия его мамы, поэтому матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.
Вот, например. Молодая супружеская пара жила в однокомнатной квартире, когда у них родился мальчик. Квартира была такая маленькая, что поневоле мама все время находилась рядом с сыном и постоянно разговаривала с ним. Вскоре семья переехала в 3-комнатную квартиру. У них появился второй ребенок - девочка. Ей отвели самую тихую комнату, подальше от кухни, где большую часть проводила мама. Старший сын начал говорить членораздельно примерно в 7-8 месяцев, а его сестра в 10-месячном возрасте еще только лепетала. Более того, по сравнению со своим братом, который всегда светился улыбкой, сестра выросла тихой и молчаливой…
…Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре. Подумайте, что будет с ребенком, который каждый день наблюдает уродливые ссоры своих родителей. Конечно, он не понимает значения всех пререканий, но злоба и ругань обязательно отразятся на его чувствах, может быть, на всем его существе. И неудивительно, что у ребенка, выросшего в обстановке неприязни, мрачное, напряженное лицо.
Глаза и нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье…
…Раннее развитее часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать или писать в раннем возрасте.
Но что гораздо важнее - это развитие умения рассуждать, оценивать воспринимать.
Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка. Так ребенок, воспитанный неразговорчивым и угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежен. И даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить. Поэтому-то и надо быть осмотрительным в своем поведении.
Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать в руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать своим детям недостатков. Вирус под названием "нервозность" у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда…
…Часто, уже став взрослыми, наши дети с радостью, как о празднике, вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом, потому что, как правило, во многих семьях это было не так уж часто.
Традиционно в семьях отцу отводилось авторитарная роль, он был блюстителем порядка и реже участвовал в каждодневных заботах о детях. Если ребенок видит своего отца редко и только для того, чтобы выслушать очередную порцию нотаций, он, скорее всего, будет воспринимать отца как постороннего, вроде врача, вызванного в экстренной ситуации. Неуверенный в себе, ранимый ребенок часто не испытывает теплых чувств к отцу. И хотя может случиться, что ребенок, воспитанный "строгим отцом", вырастет гением, станет знаменитостью, но, скорее всего, он будет покорным и бесхарактерным. С другой стороны, если отец пьянствует, груб с женой и совершенно не занимается воспитанием, то в такой семье ребенок может вырасти испорченным и даже стать преступником. Такие случаи не редки.
Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми…
...Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом.
Сколько бы родители не старались создать благополучную атмосферу, различные развлечения и стимулы для первого ребенка, он не будет иметь того преимущества, что второй ребенок, у которого с самого рождения есть компания и которому постоянно приходится соревноваться со старшим, благодаря чему он скорее становится сильным и жизнерадостным. Еще  в большей степени это относится к 3-му 4-му ребенку, которых жизнь заставляет расти выносливыми телом и крепкими духом.  Заметили, что, если ребенок берет, например, уроки игры на скрипке, его занятия будут успешнее, если вместе с ним учатся его брат или сестра.
Талантливые люди, рожденные в бедных семьях, где обычно много детей, добивались выдающихся успехов, в частности потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет в доме, где много детей и где благодаря этому стимулируется развитие каждого…
…Примерно в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его "я", и тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается родителей, и чем больше его ругают, тем более непослушным и капризным он становится, и тем сильнее раздражаются его родители. Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход - воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того, как в нем проявится его "я".
Например, ребенок должен есть строго по расписанию, тогда он не будет переедать и быстро избавится от привычки мочиться в постель.
В возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2-3 летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать. Поэтому, если сначала баловать ребенка, а потом вдруг стать строгим, это только подогреет в нем чувство протеста. И результат будет обратный, по сравнению с тем, что ожидают родители…
…Маленький ребенок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому, чтобы понять его настроение, родители должны уметь читать по его лицу. Сомневаюсь, что все мамы всегда так хорошо понимают своего ребенка, как это им порой кажется. Чаще, занятые домашними делами, они не воспринимают чувства ребенка так серьезно, как хотелось бы, не пытаются выяснить причину его недовольства и раздражения.
Профессор Токийского университета Ямашита, специалист по детской психологии, выделили следующие причины детской раздражительности:
1) физическое состояние, вызванное болезнью;
2) голод или усталость;
3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
4) недостаток физических упражнений и, как результат, накопившаяся неизрасходованная энергия;
5) желание настоять на своем;
6) подражание раздражительным родителям.
Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать на него внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым.
Родителям может казаться, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние своего ребенка, а ребенок уверен, что они его не понимают, и это его раздражает.
Родителям необходима твердость характера, которая поможет им отличить обоснованное требование от каприза, и недостаток такой разумной твердости портит характер ребенка.
Короче говоря, любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины. Чаще всего это бессилие. Если родители будут игнорировать чувства ребенка, только ругать или хвалить его, ребенок будет неудовлетворен. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину его расстройства, а не подавлять ее…
…Многие родители хотели бы воспитать ребенка творческой личностью. Но боюсь, что современная система воспитания творческого начала с раннего возраста недостаточно эффективна. Что такое творчество?
Трудно дать точное определение, но в простейшем смысле - это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия. На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и воображение слиты воедино. Не вызывает сомнение тот факт, что успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества. Например, взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый может укорить ребенка: "Не говори глупостей, это чайник". Такой ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового распустится.
Развивайте у ребенка интуицию (шестое чувство). Интуиция - важное условие любого значительного достижения. Все великие изобретатели полагались на свою интуицию, несмотря на свои огромные знания и опыт. Интуиция перекрывает все пять чувств и таким образом является самым древним и фундаментальным чувством. Интуицию также называют "животным инстинктом", выходящим за рамки логики и здравого смысла. Ребенок до трех еще не способен логически мыслить и полагаться на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, и уж во всяком случае не подавлять, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами разума. Более того, поскольку интуиция - это совокупность всех пяти чувств, развитие интуиции обостряет все чувства…"

"Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем детстве. Совершенный слух нельзя выработать у взрослого, но можно у маленького ребенка, если дать ему правильное музыкальное образование.
Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания.
…Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость - это не одно и тоже. Последнее качество весьма нежелательно у взрослого человека. Тот, кто не способен долго сосредотачиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и энергии на каждое задание. Считается, что ученики музыкальных школ дисциплинированы и хорошо воспитаны…
…Например, все родители, чьи дети посещали скрипичный класс доктора Сузуки, утверждали, что их дети никогда не мучились, готовясь к экзаменам, что они без напряжения хорошо учились, хотя проводили много времени, играя с детьми во дворе. Этот вопрос выявил совершенно новый тип ребенка - интеллектуала: жизнерадостный, смышленый и совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика.
Известно изречение Конфуция "в гармони с музыкой". Имеется в виду, что музыка смягчает душу и улучшает характер. Музыкальные занятия требуют регулярных тренировок, которые в свою очередь воспитывают способность к концентрации внимания. Таким образом, музыка также способствует формированию характера…
…Ребенок - великий имитатор. Дети начинают подражать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году они подражают сознательно, и не только детям своего возраста, на и старшим. Недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Поэтому в присутствии детей, обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все: жесты, манеру говорить, походку и т.д. Эта склонность к подражанию влияет также и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок может стать нервным, поиграв с другим нервным ребенком, или вдруг начать бояться самолетов, если его приятель боится.
Подражая, ребенок не просто обезьянничает - это акты настоящего творчества. Поэтому, не ругайте его и не относитесь к нему слишком серьезно, чтобы не убить творческую личность…
…Как мы уже не раз утверждали, уроки игры на скрипке или занятие иностранными языками нужны не для того, чтобы вырастить из ребенка гения, но, главным образом, чтобы способствовать его общему интеллектуальному развитию. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном.
С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться других занятиях.
Например, в скрипичном классе доктора Сузуки был очень застенчивый мальчик трех лет. Он плохо разговаривал по сравнению с другими детьми, они над ним смеялись и не принимали его в игры. Когда ему предложили попробовать поиграть на скрипке, он расплакался и к ней даже не притронулся. Через пару месяцев посещения класса терпеливого доктора Сузуки ребенок начал играть, а через шесть месяцев он уже лучше всех исполнял музыкальные произведения. Это придало ему уверенности в своих силах. К удивлению родителей он начал заниматься по собственной инициативе. Более того, он стал гораздо общительнее и энергичнее и в других делах. Он часто изображал из себя дирижера, стал заводилой среди соседских детей, и его речь совершенно исправилась. Такие превращения происходили и со взрослыми людьми, но у маленьких детей, у которых психологические переживания еще не глубоки, подобные изменения происходят гораздо легче…
…Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. В восемь месяцев ребенок уже может удержать карандаш. Хватательные способности лучше, чем что-либо другое, свидетельствует о здоровом развитии ребенка. В этом возрасте ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до отчаяния. Другими словами, ребенок выходит на стадию самоутверждения.
Важно разумно направлять поступки ребенка, поскольку от этого зависит его будущая способность к творчеству. Дайте ребенку цветные карандаши. Он, конечно, сразу же начнет малевать, где попало. Если вы дадите ему лист бумаги, он прочертит несколько кривых линий и скорее всего порвет бумагу. Для вас это просто караул, а для него это самовыражение.
Все, что делает ребенок руками, - рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будет результат. Но если вы одновременно будете поминутно его останавливать, то все равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей…
Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта. В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы…
Для ребенка работа и игра - это одно и тоже. Для него важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы, же взрослые, хотим чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений.
Как бы не проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа часто требует осторожности и концентрации внимания, которые не нужны в игре. Поэтому участие ребенка в простом труде по дому очень полезно для развития его интеллекта и двигательных способностей.
Как ни странно, многие родители забывают, что ребенок может вместе со взрослыми пропалывать огород, поливать, мыть полы, убирать по дому. Этому легко научиться, и это имеет самое непосредственное отношение к повседневной жизни. Ребенка не надо учить играть, гораздо труднее научить его выполнять простые работы по дому. Но те родители, которые, чтобы облегчить себе жизнь, полагают, что "жестоко заставлять работать маленьких детей", обделяют своего ребенка…
Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.
Родители должны сами выбрать метод воспитания, который кажется им наиболее убедительным. Я не имею ввиду, что им следует посещать учебные заведения. Самообразования вполне достаточно. Те, кто готовят себя в учителя, не только глубоко изучают предмет, который они собираются преподавать, но также детскую психологию, возрастную физиологию, педагогику. Точно так же и мать, которая является первым и главным учителем своего ребенка, должна освоить основы педагогики, чтобы воспитать ребенка со знанием дела.
Но главное - это все время учиться у своего ребенка, чтобы не впасть в привычку относиться к нему свысока, исходя из своих собственных понятий и своих собственных нужд.
"Все мы родом из детства". Я бы сказал, что "ребенок - учитель взрослого". Это относится не только к младенчеству, но и ко всей жизни.
Каждому взрослому есть чему поучиться у ребенка. С давних времен человек стремился познать самого себя. Этому были посвящены такие науки, как биология, медицина, психология. Я не считаю, что родители должны посещать курсы по биологии или философии, но и успокаиваться на достигнутом тоже не следует, чтобы не потерять объективность при оценке своего собственного поведения. Так же важно объективно оценивать поведение и чувства своего ребенка. При таком подходе мать будет постоянно делать открытия, которые помогут ей в воспитании…
Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, и игнорированием желаний ребенка. Конечно, малыш еще не может выразить свои желания, но мать должна уметь их распознать. В этом состоит одна из главных ее задач. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает…"

"XXI век будут строить те, кто доверяет другим.
В сегодняшнем мире первое, что бросается в глаза, это дефицит доверия между людьми, что вызывает хаос в обществе, насилие, экологические проблемы. Никакие богатства и удобства жизни не принесут нам мира и счастья, если не будет доверия между людьми.
Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества.
Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет много добиться в жизни.
Современная система образования придает слишком много значения экзаменам и отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная задача дошкольного воспитания…"

На следующем моменте я хотел бы заострить ваше особое внимание:

"Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
В старину продавец древностей окружал своего ученика, в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.
Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию ребенка. Если у него в мозгу, который пока что еще чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы. Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству.
Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни. Сегодня матери во всех странах ругают своих детей за то, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки. Но чего еще можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии воспринимать более сложную музыку. Когда определенные штампы сформированы в сознании, поздно приучать детей к чему-то другому.
Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь. Помощь должна быть своевременной…"

На этом я закончу писать о некоторых хороших советах Масару Ибука. Почему именно на этом абзаце заостряю ваше внимание, потому что полагаюсь на опыт академика Щетинина, считаю, этот древний метод обучения будет наиболее эффективным, если учить детей на природе. Именно природа является истинным искусством, а сочетание музыки, живописи и различных предметов науки, лишь вписываются в общий образ обучения. И я хочу дополнить размышления Масару Ибука о будущем в том, что XXI век будут строить не только те дети, в ком впитан с молоком матери принцип доверия, но и те, в ком привита с молоком матери любовь к окружающей его экологии, к своей Родине.
Академик Михаил Петрович Щетинин - первооткрыватель будущего детского образования в России. Он создал в Краснодарском крае лесную школу, которая относится к Министерству Образования Российской Федерации. Она бесплатная. Школа себя не рекламирует, но в ней нет ни одного свободного места, и есть две с половиной тысячи заявлений на вдруг освободившееся место. В этой школе учатся триста детей из разных городов России.
Вот что пишет Владимир Мегре о посещении лесной школы академика Щетинина:

"…В этом удивительном месте дети сами строят свои дома, свой город, свое будущее и поют. Здесь десятилетняя девочка способна строить дом, великолепно рисовать, готовить пищу, знать бальные танцы и навыки рукопашного боя. В этой школе за один год осваивают курс математики десятилетней школы, одновременно изучая сразу три языка. Сюда не подбирают вундеркиндов и не делают их, здесь просто дают раскрыться в детях тому, что уже в них имеется…
…Среди посетителей была и Наталья Сергеевна Бондарчук - заслуженная артистка России, кинорежиссер и член правления центра Рерихов (неправительственная организация ООН) - которая сказала о академике Щетинине следующее:
- Я общалась со многими проповедниками и учителями разных стран мира, но нигде не была поражена до такой степени, как здесь. Возможно, здесь мы соприкоснулись с великим Ведуном. Ведуном не потому, что он знает древние Веды, ему известно то, что многим из нас неведомо.
Я хотел бы тоже высказать свое мнение от встреч с Михаилом Петровичем Щетининым, но я не специалист в области образования, и мои определения будут неверны, поэтому и постараюсь без искажений передать то, что говорил он сам.
Наталья Сергеевна, ее кинооператор, Михаил Петрович и я шли по коридору школы. В холле, неотделенном от коридора стеной, вокруг расставленных столов сидели дети разных возрастов, все они были увлечены каким-то непонятным делом, ни мы, ни камера кинооператора их не отвлекали.
Некоторые из сидевших за столами детей иногда вставали, куда-то выходили, возвращались снова. Иногда подходили к висящим на стене стендам с цифрами или просто могли задумчиво прохаживаться по комнате., некоторые разговаривали между собой, что-то доказывали, поясняли друг другу.
- Михаил Петрович, что здесь происходит? - спросила Наталья Сергеевна.
- Здесь вы видите в основном попытку встретиться. Если встреча произойдет, дети смогут освоить курс математики десятилетней школы не более чем за год. Такая стоит задача. Это случится с теми, кто сможет встретиться с владеющими подобными знаниями, важно, насколько их отношения будут открытыми. Их полевые структуры смогут считывать информацию друг друга. Известное наблюдение в народе - любовь с первого взгляда, когда любящие понимают друг друга с полуслова. Ты еще не сказал, а он уже понял. Вы видите, что здесь делается все, чтобы дети были вольны, свободны. Здесь они могут спокойно задавать любые вопросы, подниматься, выходить. Важно сохранить отношение.
Очень важно, чтобы ребенок работал на отношения. И тот, кто организует процесс - также. Потому мы снимаем тормоза, как видите, мы не акцентируем внимание на возрасте. Здесь рядом пятнадцатилетним Иваном Александровичем сидит десятилетняя Маша. Также здесь находится восемнадцатилетний студент университета Сергей Александрович, который в этом году заканчивает университет…
…Очень важно, чтобы то, что делают они, имело непосредственное отношение к окружающим людям. И они сейчас учатся не для себя, они сейчас озадачены тем, чтобы передать освоенное другим. Не оценка для них важна. Они понимают, что через несколько дней должны будут все объяснить другим. Им поручено начало учебного процесса. Для каждого определена группа. Он наблюдает, как работают на стройке те, кому он должен передать свои знания, и беспокоится о том, чтобы его группа не отстала от других. Большое значение имеет мотив - служение другому. И если они чему-то учатся, то это - понимать душу, стремления, мысли другого человека. Не математика здесь важна, а человек, постигающий математику. Не математика ради самой себя, а математика ради движения к Истине. И чем масштабней мотив "ради чего", тем успешнее процесс продвижения в область знаний.
Важно быть в атмосфере искренности, не должно быть обид, раздражений. Слово "не так" вообще отсутствует.
В древнерусском языке нет остановки движения, нет плохих слов. Древние люди любых народов не обозначают плохим словом никакое явление. Если вы зашли в тупик, то слова по поводу выхода из тупика обозначают: направо повернуться, налево, подняться вверх, как бы подсказка, куда идти, а не фиксация - "стоишь неправильно"…
Сегодня кощунствуют русофобы, говоря: "Высказаться по-русски", подразумевая подл этим нецензурные выражения, - это не русское. У Кобзева очень точное выражение этой мысли:

  У наших предков, у славян,
  Меж дел великого значенья
  Всегда к реченьям и словам
  Было особое почтенье.

Это точно. Потому у тех, кто работает с ними, словесный ряд должен быть глубоким, исключающим случайные слова, отвлекающие мысль. Большое значение имеют слова, согретые чувством.
Истина, наследие - это духовное. Необходимо ребенка вписать в естественный космический процесс - вечного самовоспроизводства. Тогда ты подарил ребенку вечность, радость жизни, действительное существование. Не мнимые формы: вот я, мол, сын, купил тебе рубашку, брюки, туфли…- теперь я могу умереть. А что же ты дал своему сыну? Ведь твои подарки всего лишь на сезон! Если бы ты отдал сыну свое достойное имя, свою честь, свое дело, друзей своих, народ процветающий. Когда ты дал ему понимание Истины существования и мудрой жизни, вот тогда ты можешь сказать: "Сын, я дал тебе самое главное, ты будешь счастлив. Ты будешь покупать рубашки, и строить дома, ты теперь знаешь, как это делается"…"

В заключении мне бы хотелось сказать о тех, еще небольших "побегах" раннего развития детей, которые уже существуют во Владивостоке.

И я не говорю о  детских садиках с различными отклонениями в одну сторону (либо иностранный язык, либо математика и так далее). Я имею ввиду садик, где впервые, в недавнем прошлом, при поддержке государства, образовалось родительское объединение под названием "Маленький Принц".
Заинтересованные в развитии своих детей родители этого объединения, сами поочередно вступают в роль воспитателей. В основном - это конечно же мамы, прочитавшие очень много хороших книжек о раннем развитии ребенка. Папы тоже участвуют, но реже, потому что обычно заняты добычей денег на жизнь (извините за жаргон).

Начиная с младшей группы (1,5-3 года), детям преподносят различные развивающие игры, всюду весят плакаты по школьной программе, в каждой группе есть свой спортивный комплекс для физического развития детей. Группа постарше, помимо изучения школьной программы и иностранных языков, репетирует и устраивает разнообразные спектакли и концерты. Дети этой группы при этом сами играют на музыкальных инструментах, поют и танцуют. Начиная с весны и заканчивая осенью, родители устраивают со своими детьми интересные походы по всему Приморскому краю. Старшие группы уже известны в городе, они часто выступают на сценах детских театров и Дворцов Культур, их не раз показывали по телевидению. Но это не самое важно, ведь главное - результат на лицо. Родители просто захотели, чтобы их дети были талантливыми, здоровыми и интеллектуально развитыми.

Все зависит от нашего желания, а возможности всегда можно продумать и реализовать.
В моем городе - Арсеньеве, создается такой же садик, на основе "Маленького Принца". Мы с женой принимаем непосредственное участие в организационных вопросах. И администрация города, и ГОРОНО с удовольствием нас поддержали.


Константин Завражин, 2004 г.
г. Арсеньев

P.S. Если вы считаете, что данную информацию стоит сообщить другим, поделитесь в соцсетях:



Ещё ссылки по теме:


Rambler's Top100


© 2002-2016 Звенящие кедры в Приморском крае
Создание и поддержка сайта: Александр Журавлёв

Вы можете разместить новость, статью или другой материал на нашем сайте: обращайтесь!
Также разрешается републикация материалов с обязательным указанием активной прямой ссылки на наш сайт.

Карта сайта